Фирменный
интернет–магазин

Выбор объектива

Портреты

Для большинства портретов главным элементом снимка является объект съемки (т.е. модель), поэтому остальные несущественные элементы стоит приглушить. Обычным способом достижения такого эффекта является дефокусировка заднего плана с тем, чтобы зритель получал представление об окружающем пространстве, но не отвлекался на его детали.

Выберите объектив с большим максимальным отверстием диафрагмы и фокусным расстоянием в диапазоне от 35 до 150 мм: такой объектив создаст приятную перспективу, а вы сможете снимать с комфортного, не слишком близкого расстояния.

Отличный выбор для этого жанра фотографии представляют объективы 50 мм F1.4 Zeiss(SEL50F14Z), 50 мм F1.8 (SEL-50F18), 50 мм F1.8 FE (SEL50F18F), 35 мм F1.8 (SEL-35F18), 90 мм F2.8 G(SEL-90M28G), 35 мм F1.4 (SEL35F14Z), 35 мм F2.8 Zeiss(SEL-35F28Z), 55 мм F1.8 Zeiss (SEL-55F18Z) и 85 мм F1.4 GM(SEL85F14GM).

Макро и крупные планы

Макрообъективы специально проектируются так, чтобы обеспечивать оптимальные оптические характеристики при очень малых расстояниях фокусировки. Настоящий макрообъектив можно использовать для получения четких и детальных снимков миниатюрных объектов. Он имеет максимальный коэффициент увеличения 1:1 (1х), и это ограничивает ваш выбор. Используйте 30 мм F3.5 Macro (SEL-30M35) и 90 мм F2.8 G(SEL-90M28G), если требуется чуть большее рабочее расстояние.

Пейзаж/интерьер

Для съемки пейзажа можно использовать любые объективы от широкоугольных до телефотообъективов, однако самые впечатляющие результаты вы получите с помощью широкоугольных объективов, которые способны лучше передать величие природы. Широкоугольный зум-объектив, такой как 16–35 мм F4 Zeiss (SEL1635Z) — отличный выбор, поскольку он охватывает диапазон фокусных расстояний, чрезвычайно удобных для съемки пейзажей, и при этом обеспечивает замечательное разрешение и высокую контрастность. При диафрагме F8 или F11 объектив с таким диапазоном фокусных расстояний обеспечит вам достаточную глубину резкости, чтобы все детали снимка были отлично сфокусированы. Совет: кадрируйте снимок так, чтобы на первом плане оказались заметные объекты, чтобы усилить ощущение масштабности вашего пейзажа.

Спорт/Репортаж

Поскольку спорт почти всегда связан с быстрым движением, которое обычно наблюдают с некоторого расстояния, вам понадобится телефотообъектив, достаточно быстрый, чтобы использовать выдержку, способную остановить мгновение. Если вам нужны широкие возможности кадрирования, то отличной альтернативой является зум-объектив 70–200 мм F2.8 G (SEL-70200G). Разумеется, всегда есть исключения: если вы сумеете приблизиться к месту действия, то сможете использовать светосильный широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием или зум-объектив, чтобы сделать снимки с более динамичной перспективой, например 28 мм F2.0 (SEL28F20).

Универсальный

Моментальный снимок — это снимок, сделанный в любой момент, когда представилась возможность. Вы делаете моментальные снимки, когда берете с собой фотокамеру на прогулку в парк или в поездку на отдых. Главное заключается в том, чтобы поймать момент, а для этого нужна скорость и мобильность.

Для максимального удобства выбирают компактный зум-объектив среднего диапазона, например, 28–70 мм F4 Zeiss(SEL-2470Z). Если вы собираетесь делать моментальные снимки в помещении, вечером или ранним утром, то следует выбрать объектив с большим максимальным отверстием диафрагмы 24-70 мм F2.8 GM(SEL2470GM).

Объективы для видео

Форматы видеосъемки высокого разрешения накладывают очень высокие стандарты качества. Объективы с моторизованным зумом без сомнения соответствует жестким требованиям, предъявляемым к точности и качеству съемки. Не важно, чем вы увлекаетесь — фото- или видеосъемкой — диапазон фокусных расстояний и качество этих объективов подойдет почти для любой съемочной ситуации. Кроме того, можно пользоваться плавным моторизованным зумом. Бесшумная работа системы моторизованного зума является обязательным условием для профессиональной киносъемки. Встроенный оптический стабилизатор Optical SteadyShot компенсирует дрожания камеры и сводит к минимуму размытие изображения при съемке с рук. Добивайтесь резких и четких кадров при ночной съемке и при съемке в помещении в условиях недостаточной освещенности. Теперь необязательно повышать чувствительность ISO и рисковать качеством изображения и повышенным уровнем шума.

Читайте объективы

На поверхности объективов напечатано и выгравировано много полезной информации, которая может помочь вам узнать характеристики этих объективов и понять, как лучше всего их использовать. Вот несколько примеров:

Диаметр фильтра

Это число показывает диаметры фильтров(в мм) подходящих данному объективу.

Минимальная дистанция
фокусировки

Минимальная расстояние(в см или метрах) для того, чтобы фотоаппарат сфокусировался на объекте должным образом.

Подробнее

Формат объектива

Объективы Sony с пометкой FE были разработаны специально для использования с фотокамерами формата FullFrame(E — объективы, предназначенные для беззеркальной системы Sony E c APS-C сенсорами (кроп-фактор — 1,5))

Фокусное расстояние

Это основная характеристика любого объектива. Фокусное расстояние играет главную роль при определении типов объектов и композиций, для съемки которых пригоден этот объектив.

Подробнее

Максимальное отверстие
диафрагмы

Диапазон максимально доступных значений диафрагмы для зум-объективов. Диапазон связан с фокусными расстояниями, данный диапазон указан для объектива 28-70 мм, для 28 мм максимальная диафрагма составляет f:3.5, для 70 мм соответственно f:5.6.

Подробнее

Диафрагма, f-числа и глубина резкости

Диафрагма и экспозиция

Диафрагма объектива — плод хитроумной инженерной мысли. Это отверстие меняющегося размера, которое позволяет контролировать количество света, проходящего через объектив. Диафрагма и выдержка — два основных способа контроля экспозиции: при одной и той же выдержке чем меньше света, тем больше должна быть открыта диафрагма, чтобы через нее на поверхность матрицы попало больше света. Соответственно, чем больше света, тем меньше должна быть открыта диафрагма, чтобы экспозиция была оптимальной. Как вариант, чтобы добиться аналогичных результатов, можно диафрагму не менять, а менять выдержку. При этом следует помнить, что величина отверстия диафрагмы влияет также на то, насколько «направленным» является свет, проходящий через объектив, а это напрямую влияет на глубину резкости. Поэтому нужно контролировать и диафрагму, и выдержку, чтобы изображения получались такими, какими нужно.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Таблица F-чисел

F-число — это фокусное расстояние объектива, деленное на эффективный диаметр диафрагмы. В случае с объективом 35 мм F1.4 G, если диафрагма полностью открыта (установлена на F1.4), ее эффективный диаметр будет равен 35 ÷ 1.4 = 25 мм. На других фокусных расстояниях диаметр диафрагмы при заданном f-числе тоже будет другим. Например, при диафрагме F1.4 на фокусном расстоянии 300 мм эффективный диаметр диафрагмы будет равен 300 ÷ 1,4 ≈ 214 мм. Такой объектив был бы слишком большим, громоздким и дорогим, поэтому нечасто встретишь длиннофокусные телеобъективы с большой светосилой (т.е. с большим отверстием диафрагмы). Фотографу совершенно необязательно знать реальный диаметр диафрагмы, но принцип знать полезно.

F-числа

У всех объективов если максимальное и минимальное значения диафрагмы (выражаются в «f-числах»), но в спецификациях объективов как правило используется именно максимальное значение. Возьмем, к примеру, объектив Sony 35 мм F1.4 G. Это объектив 35 мм F1.4: фокусное расстояние объектива — 35 мм (об этом чуть позже), максимальное значение диафрагмы — F1.4. Но что конкретно значит «F1.4»? Подробные технические характеристики можно посмотреть в таблице F-чисел. Для практики достаточно понимать, что чем меньше f-число, тем больше отверстие диафрагмы, то есть значение F1.4 говорит о максимально возможной величине отверстия диафрагмы, и это, кстати, практически максимальное значение диафрагмы для всех «бытовых» объективов. Объективы с максимальным значением диафрагмы F1.4, F2 или F2.8 обычно называются и считаются «светосильными».

Стандартные f-числа, которые вам встретятся на объективах (в порядке убывания): 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, иногда 32 (специально для математиков — это все степени квадратного корня от числа 2). Эти цифры — целые значения (ступени) диафрагмы. Бывают еще промежуточные значения, соответствующие половине или трети целого значения. Увеличение отверстия диафрагмы на одну ступень вдвое увеличивает количество света, попадающего через объектив на матрицу. Уменьшение отверстия диафрагмы на одну ступень уменьшает количество света, попадающего через объектив на матрицу.

Диафрагма и глубина резкости

Глубина резкости — это диапазон расстояний от камеры, в рамках которого фотографируемые объекты будут выглядеть приемлемым образом резкими. В крайнем примере небольшой глубины резкости она может составлять лишь несколько миллиметров. В противоположном примере на некоторых фотографиях ландшафтов глубина резкости очень большая — от области непосредственно перед камерой до объектов, находящихся на расстоянии нескольких километров. Контроль глубины резкости — одна из наиболее важных техник творческой фотографии.

В принципе чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше глубина резкости, поэтому если вы хотите сделать портрет с красиво размытым фоном, диафрагму лучше максимально открыть. Правда могут возникнуть другие факторы. Объективы с более длинными фокусными расстояниями как правило могут давать более низкую глубину резкости (отчасти из-за того, что, как мы уже говорили, диафрагма F1.4 в объективе с фокусным расстоянием 85 мм намного больше, чем диафрагма F1.4 в широкоугольнике с фокусным расстоянием 24 мм). Кроме того, на глубину резкости будет влиять и расстояние между объектами в фотографируемом сюжете.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Три фактора, влияющие на красоту размытого фона

Чтобы добиваться красиво размытого фона, недостаточно просто выбрать светосильный объектив и снимать на полностью открытой диафрагме. Это первый важный фактор, конечно, но иногда одной лишь полностью открытой диафрагмой желаемого результата не получить. Второй важный фактор — расстояние между объектом съемки и фоном. Если фон находится очень близко к объекту, он может попасть в зону резкости или оказаться настолько близко к ней, что «размыт» не будет. По возможности оставляйте максимальное расстояние между фотографируемым объектом и фоном, который вы хотите «размыть». Третий важный фактор — фокусное расстояние объектива, который вы используете. Как мы уже говорили, чем больше фокусное расстояние, тем проще получить небольшую глубину резкости, так что учитывайте это тоже. Многие фотографы считают, что идеальные фокусные расстояния для портретов с красиво размытым фоном — от 75 до 100 мм.

Фокусное расстояние, угол обзора и перспектива

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние или диапазон фокусных расстояний (у зумов) — это, как правило, наиболее важная характеристика при выборе объектива для конкретных фотографических целей или жанров. Фокусное расстояние объектива определяет две важнейших характеристики: увеличение и угол обзора.

Чем больше фокусное расстояние, тем больше увеличение, и наоборот. Широкоугольные объективы с коротким фокусным расстоянием дают небольшое увеличение. Это значит, что вам нужно физически подойти ближе к объекту среднего размера, чтобы заполнить кадр. Это означает также, что большие объекты также поместятся в кадр, и для того, чтобы их сфотографировать, не нужно отходить на расстояние. Телеобъективы с длинным фокусным расстоянием дают большое увеличение, поэтому вы можете заполнять кадр объектами, находящимися далеко от камеры.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Техническое определение фокусного расстояния

Фокусное расстояние объектива определяется как расстояние от задней главной точки до заднего фокуса, когда фокус наведен на бесконечность. Задняя главная точка — это одна из шести «кардинальных точек», которые используются в качестве характеристик оптической системы (передний и задний фокус, передняя и задняя узловые точки и передняя и задняя главные точки). Задняя главная точка может находиться где угодно — внутри объектива или снаружи в зависимости от конструкции объектива. Поэтому самостоятельно не так-то просто точно измерить фокусное расстояние объектива.

Фокусное расстояние и угол обзора

Угол обзора — это та часть сюжета перед камерой, которая попадет на матрицу и станет изображением. В соответствии с более научным определением, это угловой размер сюжета, попадающего на матрицу, измеренный по диагонали. Важно помнить, что угол обзора зависит от фокусного расстояния объектива и формата матрицы камеры. Поэтому угол обзора конкретного объектива на 35-мм полнокадровой камере и камере с матрицей типа APS-C будет разным. Разные объективы с одинаковым фокусным расстоянием всегда будут иметь одинаковый угол обзора при использовании на камерах с одним и тем же форматом матрицы.

Сравнение фокусного расстояния и угла обзора иллюстрирует это соотношение для полнокадровых 35-мм камер и камер формата APS-C.

Сопоставление фокусных расстояний и угла обзора

35 мм полный кадр
Широкоугольное
положение
Среднее
Телеобъектив
APS-C
Широкоугольное
положение
Среднее
Телеобъектив

* Фокусное расстояние: эквивалент фокусного расстояния при использовании на камерах со сменной оптикой и полнокадровыми матрицами 35 мм.

Перспектива

На длинных фокусных расстояниях объекты на переднем и заднем планах изображения часто будут казаться ближе друг к другу, чем на самом деле. Такой эффект иногда называют «сжатием перспективы», и его причина — не в объективе. При использовании длиннофокусной оптики фотограф должен находиться далеко от объектов съемки. Поэтому относительно расстояния от камеры до объектов на переднем и заднем планах эти объекты действительно находятся ближе друг к другу. Иными словами, поскольку объекты на переднем и заднем планах находятся достаточно далеко от камеры, их относительный размер на изображении будет близким к реальному. При использовании широкоугольной оптики обычно нужно наоборот подойти ближе к объекту на переднем плане так, чтобы заполнить им кадр. Поэтому более отдаленные объекты будут выглядеть меньше. Разница в видимой перспективе зависит от расстояния, на котором вы находитесь от объекта съемки.

Фокусное расстояние 24 мм, угол обзора* 84 градуса

Фокусное расстояние 300 мм, *угол обзора 8 градусов

* 35 мм эквивалент

Макросъемка

Коэффициент увеличения

«Увеличение», которое дает объектив, определяется его фокусным расстоянием. При макросъемке имеет значение также расстояние, с которого мы можем фотографировать. Эти два фактора — фокусное расстояние и минимальная дистанция фокусировки — определяют так называемый коэффициент увеличения объектива. Чем меньше расстояние, с которого можно фокусироваться на объекте съемки с объективом определенного фокусного расстояния, тем выше коэффициент увеличения.

Классическое определение макрообъектива таково: это объектив, у которого максимальный коэффициент увеличения равен как минимум 1:1 (или «1x», 1-кратное). Это значит, что объект может быть воспроизведен на матрице изображения в полном размере: 10-мм объект может быть изображен на матрице именно как 10-мм объект, если снимать с достаточно близкого расстояния. Максимальное увеличение 1:2 или «0,5x» будет означать, что максимальный размер 10-мм объекта на изображении будет 5 мм, или половина от его реального размера.

0,35x
1,0x

Другие характеристики макрообъективов, о которых полезно знать

Макрообъективы специально разработаны для оптимальных результатов на очень коротких дистанциях фокусировки. Обычно максимальную резкость они дают на близком расстоянии, но это не значит, что вы можете использовать их только для макросъемки. Многие макрообъективы обеспечивают столь же превосходный результат и при фотографировании на «нормальных» расстояниях.

Еще одна важная характеристика макрообъективов, используемых на коротких дистанциях фокусировки, заключается в том, что у них очень небольшая глубина резкости. Для получения потрясающей детализации стоит очень тщательно наводиться на резкость. В некоторых ситуациях поможет штатив. При съемке некоторых сюжетов вам, возможно, придется немного «прикрыть» диафрагму, чтобы добиться достаточной глубины резкости. Небольшая глубина резкости может быть и преимуществом: благодаря ей можно, например, выделить самое важное, а отвлекающий фон сделать нерезким.

Минимальная дистанция фокусировки и съемки

Такая характеристика как «минимальная дистанция фокусировки» может иногда сбить с толку. Минимальная дистанция фокусировки — это расстояние от объекта съемки до заднего фокуса объектива, который расположен на фокальной поверхности (т.е. на матрице) в корпусе камеры. Термин «минимальное расстояние фокусировки» — это расстояние между объектом съемки и передним элементом объектива.

Если минимальная дистанция фокусировки указана, например, 0,2 м (20 см), то в зависимости от толщины корпуса камеры и длины объектива, вам может потребоваться всего несколько см минимального расстояния фокусировки при фокусировании на минимальной дистанции для макросъемки с увеличением 1:1. Чрезмерное приближение к объекту съемки может вызвать проблемы с освещенностью (для решения этой проблемы существуют специальные макро- и кольцевые вспышки). Даже небольшое шевеление объекта или камеры может усложнить фокусирование, и, мало того, на таких небольших расстояниях вы можете попросту спугнуть фотографируемый живой объект. В случае возникновения таких проблем, выбирать нужно макрообъектив с более длинным фокусным расстоянием, чтобы увеличить расстояние фокусировки.

У каждого объектива есть такая характеристика, как минимальная дистанция до объекта съемки. Эта дистанция называется минимальная дистанция фокусировки. Если расстояние до объекта будет меньше минимальной дистанции фокусировки, фотоаппарат не может сфокусироваться на объекте должным образом.

Минимальная дистанция фокусировки бывает разной в зависимости от объективов. У зум-объективов на минимальную дистанцию влияет также фокусное расстояние. Чтобы узнать минимальную дистанцию фокусировки объектива, посмотрите его технические характеристики или найдите обозначение расстояния, указанное на объективе (см. рисунок).

На передней части объектива расстояние обозначается в метрах (m) и футах (ft). Минимальная дистанция фокусировки объектива SELP1650 — от 0.25 м (25 см) до 0.30 м (30 см) в зависимости от фокусного расстояния. Если при съемке вы приблизитесь к объекту на более близкое расстояние, фотоаппарат не сможет сфокусироваться на объекте должным образом и спуск затвора не произойдет.

В ситуациях, когда вы хотите снять объект максимально близко, например, при съемке цветов крупным планом, сначала подойдите вплотную к объекту и затем удаляйтесь понемногу, пока не найдете дистанцию, на которой фотоаппарат сможет сфокусироваться на объекте.